Разделы сайта

Анализ комплекса мер по поддержке малого и среднего бизнеса

Малое предпринимательство динамично развивается и принимает эффективное участие в решении социально-экономических проблем современного общества, в связи с чем, необходим постоянный контроль за состоянием малого предпринимательства и постоянный анализа экономических и социальных аспектов его развития в современной России. Предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами малого бизнеса является важным фактором повышения гибкости, мобильности рыночной экономики, поскольку обеспечивает быстрое перемещение трудовых, финансовых, материальных ресурсов в соответствии со спросом на рынке. В конечном счете, это способствует оптимизации структуры экономики, увеличению доходной части бюджета, повышению уровня занятости, снижению социальной напряженности, формированию среднего класса. Все указанные и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших задач государства.

В настоящее время сектор малого предпринимательства российской экономики развивается под воздействием ряда факторов, один из которых это государственная поддержка малого предпринимательства. Государственная поддержка основывается на состоянии экономики, как мировой, так и российской, то есть инструменты поддержки напрямую зависят от того в каком состоянии пребывает экономика.

Программа поддержки малого предпринимательства в 2009 году, проводимая Минэкономразвития, была направлена на поддержку начинающих предпринимателей и создание институтов финансирования компаний. В течение года расходы на программе увеличивали дважды, они выросли с первоначальных 4,3 до 18,6 млрд. руб. Впервые за 5 лет в прошедшем году все регионы приняли участие в федеральной программе.

Реализация в 2009 году мер по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства осуществлялась по следующим направлениям:

увеличение капитализации региональных гарантийных фондов по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства до 10 млрд. рублей;

содействие в развитии организаций микрофинансирования за счет средств федерального бюджета в размере 1,0 млрд. рублей, что позволило в среднем финансировать около 20 000 проектов микро- и малых компаний ежегодно;

субсидирование процентных ставок по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета в размере 1,1 млрд. рублей в целях поддержки кредитования сектора в размере 11-14 млрд. рублей;

увеличение капитализации действующих 15 региональных фондов инвестиций в малые инновационные компании (венчурные фонды) на 1,1 млрд. рублей;

увеличение капитализации и формирование новых региональных фондов акций и фондов смешанных инвестиций с целью поддержки небольших инвестиционных проектов малых и средних компаний (30-60 млн. рублей);

развитие программы предоставления грантов начинающим - субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, для компенсации целевых расходов по регистрации, аренде помещения, приобретению основных средств;

Важным инструментом государственной поддержки малого предпринимательства является система государственных заказов, позволяющая обеспечить субъектам малого бизнеса гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, а следовательно, расширить производственные мощности, модернизировать оборудование, укрепить их конкурентоспособность. По расчетам Министерства экономического развития РФ, в 2009 г. малые и средние предприятия могут продать государству продукции на 1 трлн. руб., основными заказчиками выступят естественные монополии и армия.

Возможность получения грантовой поддержки в самом начале предпринимательской деятельности - существенный стимул для граждан. Как показывает опрос, проведенный Исследовательским центром портала SuperJob.ru в мае 2009 года 43% россиян, не имеющих постоянной работы, всерьез задумываются о том, чтобы открыть свое дело, опрашиваемые так же отметили, что их основные опасения связаны с привлечением финансов и отсутствием опыта. Таким образом, ограниченный доступ к финансам приводит к тому, что реально озабочены открытием своего дела лишь 8% оставшихся без работы граждан, остальные стремятся работать на организацию или боятся открывать бизнес.

В 2009 году на субсидирование процентов по кредитам 76 субъектам Российской Федерации выделены субсидии из федерального бюджета на общую сумму 2 025,745 млн. рублей

В соответствии с требованиями, установленными Минэкономразвития России, гарантийный фонд - юридическое лицо, одним из учредителей которого является субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления, созданное для целей обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга.

Перейти на страницу:
1 2

Мотивационная теория

Стратегический анализ

Обучение персонала

Структуры управления


© 2021 www.manageinfo.ru