Разделы сайта

Основы организации

В середине 1970-х годов все большее признание стали получать теории Й. Шумпетера, который в понятии микродинамики, объединяющей инициативность, изобретательность и дух, видел важную движущую силу успеха не только организаций, но и наций. Шумпетер выделял статическую и динамическую эффективность организации. Необходимо отметить, что шкала системы ценностей изменилась, поэтому сила мысли и творчество стали цениться превыше всего.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов американский ученый Д. Норт, лауреат Нобелевской премии по экономике, опубликовал серию работ, имеющих непосредственное отношение к обоснованию роли и принципов функционирования организации. Он показал, что организационные факторы играют более важную роль, чем технические, поскольку ведут к изменению институтов, которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на развитие экономики.

Российский ученый Г.Я. Гольдштейн полагает, что организация является пространственно-временной структурой производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Наиболее простое определение организации было предложено Ч. Барнардом. По его мнению, организация - это система сознательно координируемых целей деятельности двух или более человек. Так, по количественному составу организации варьируют от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных политических, экономических, общественных движений. По продолжительности своего существования организации значительно отличаются друг от друга.

Наконец, достаточно часто понятие «организация» употребляется в оценочном смысле: как некая характеристика функционирования уже созданного предприятия «при участии» в нем людей. Это как бы взгляд со стороны, оценка качества, достаточности или недостаточности результатов и эффективности. Тогда говорят: «хорошая организация», «плохая организация», и сводят все проявления поведения организации к этим упрощенным характеристикам. В оценочном контексте сущность поведения, его причины не затрагиваются, и только внешние, очевидные и проявляемые результаты поведения являются предметом для анализа. Как правило, это ненаучные, обыденные суждения, которые не позволяют репрезентативно описать феноменологию поведения организации.

Таким образом, действительная природа организации состоит в понимании организации как процесса, который в большей степени проявляется на этапе формирования и становления предприятия, т.е. на этапе ее создания. Именно на этом этапе формируется концепция - целое образование, а затем - сама организация, которая способна привести к необходимому результату. Соответственно, инициативная группа проводит основную работу по формированию организации. Остальные формальные характеристики структуры и поведения организации являются вторичными, производными от концепции, и отражают истинную сущность организации только косвенно.

Соответственно, организация обладает следующими общими признаками:

Определение ее характера кадрами и менеджером.

Объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно.

Сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте.

Определенная, зависящая от процесса гибкость, обеспечивающая функционирование системы в изменяющихся условиях.

Единство рабочих процессов и процессов управления, как результат разумного разделения труда.

Перейти на страницу:
1 2 3

Мотивационная теория

Стратегический анализ

Обучение персонала

Структуры управления


© 2018 www.manageinfo.ru