Разделы сайта

Повышение эффективности социальной ответственности как фактор устойчивого экономического развития

Социальная ответственность компаний означает добровольное разделение с государством ответственности за социально-экономическое развитие регионов присутствия, за решение наиболее острых и неотложных социальных проблем. Концепция социальной ответственности корпораций в глобальной экономике стала разрабатываться в 90-х гг. XX в. Причины этого таковы.

Во-первых, стало ясным, что экономическая мощь транснациональных корпораций нередко превосходит ресурсы национальных государств и тем более региональных органов власти

Во-вторых, социальные инициативы крупных корпораций, благодаря их организованности преобразуют социальное развитие регионов и целых стран.

В-третьих, поведение корпораций определяет деловой климат и финансовую устойчивость в стране и регионе, рыночную капитализацию фондового рынка и конкурентоспособность региональной и национальной экономики

В-четвертых, и это особенно важно, в ряде работ подчеркиваются негативные аспекты возрастания роли ТНК, руководство которых не избрано народами, не отвечает перед ними, но во многом определяет их судьбу.

Первым слагаемым социальной ответственности корпораций является формирование рынка труда, обеспечивающего эффективную занятость населения региона.

Корпорациям предстоит играть гораздо более активную роль в формировании современного рынка труда. В ряде работ доказывается существование внутри компании и на внешнем рынке кластеров, т. е. однородных рабочих мест со своим четко определенным уровнем оплаты. Крупные корпорации и профсоюзы создают свои внутренние относительно обособленные рынки труда с ярко выраженными неформальными внутрифирменными нормами, правилами и связями.

Особенности корпоративной организации и существования обособленных регламентированных внутренних рынков проявляются при найме и увольнении работников организации, оплаты труда и удержания персонала, должностном продвижении и др. Социальная ответственность корпораций за формирование эффективного рынка труда включает:

‒ ликвидацию «серых», в т. ч. страховых, схем выплаты заработка.

‒ создание (по согласованию с местными властями) филиалов в трудоизбыточных регионах, реализация квот на рабочие места для молодежи, инвалидов и других кризисных групп;

‒ развитие зарубежных филиалов компании;

‒ организованное привлечение на дефицитные рабочие места;

‒ создание гибкой системы занятости;

‒ развитие корпоративной системы подготовки, повышения квалификации и воспитания кадров.

Второй важной составляющей социальной ответственности корпораций является предоставление социальных услуг. При переходе к постиндустриальному информационному обществу возрастает роль этих услуг как подсистемы, оказывающей все большее влияние на развитие личности и конкурентоспособность экономики. Услуги составляют более половины ВВП развитых стран и 30 % мировой торговли. ООН рекомендует увеличить долю затрат на социальную сферу до 20 % ВВП.

На сегодняшний день получила развитие новая социальная политика предприятий по отношению к своим работникам. Ее основные элементы: обеспечение роста денежных доходов работников, которые окажутся достаточными для оплаты возросшей стоимости услуг социальной инфраструктуры, а также использование механизмов внутрифирменного социального страхования. Эти изменения означают передачу социальных объектов на баланс местных администраций, т. е. их муниципализацию.

Перейти на страницу:
1 2 3

Мотивационная теория

Стратегический анализ

Обучение персонала

Структуры управления


© 2021 www.manageinfo.ru