Разделы сайта

Понятие и подходы к корпоративной социальной ответственности

В течение последних лет проблема социальной ответственности находит свое отражение на страницах ведущих изданий, в различных дискуссиях и форумах, является тематикой проводимых исследований. Среди зарубежных исследователей в данной области следует особо отметить вклад в разработку проблемы Г. Боуэна, который дал первое определение понятия социальной ответственности бизнеса через обязательства бизнесменов вести политику, принимать решения и следовать линиям поведения, которые являются желательными с точки зрения целей и ценностей общества. В рамках традиционного подхода для анализа социальной ответственности представляют интерес работы М. Фридмана. Тем не менее, многие аспекты этой темы по-прежнему остаются неизученными, в частности, вопрос, связанный с ролью социальной ответственности в урегулировании взаимодействия граждан и государства в налоговой сфере. Данный феномен позволяет оптимизировать конкретные мероприятия, проводимые в рамках концепции социальной ответственности, и (как следствие этого) увеличить ее эффективность.

Из всего разнообразия существующих теоретико-методологических оснований к определению социальной ответственности компании можно выделить три наиболее распространенных.

. Теория корпоративного эгоизма (М. Фридман, Д. Хендерсон) основывается на утверждении о том, что единственная ответственность бизнеса - это увеличение прибыли всех своих акционеров. М. Фридман, утверждал, что существует лишь одна социальная ответственность делового мира - использовать свои ресурсы и заниматься деятельностью, направленной на увеличение прибыли (при условии соблюдения правил игры), то есть заниматься открытой свободной конкуренцией без обмана и мошенничества, «единственным бизнесом бизнеса является максимизация прибыли в рамках соблюдения существующих правил игры». Иными словами, если компания устанавливает приемлемый уровень заработной платы, своевременно и в полной мере платит налоги, выполняет социальные обязательства, закрепленные законодательством, то такая компания ведет добросовестную деловую практику, значит, ее можно считать социально ответственной.

. Теория корпоративного альтруизма представляет собой прямо противоположную точку зрения и принадлежит Комитету по экономическому развитию (The Committee for Economic Development). В рекомендациях комитета подчеркивалось, что «корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни».

. Теория «разумного эгоизма» (еnlightened self-interest) настаивает на том, что социально ответственный бизнес - это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери в прибыли. Тратя деньги на социальные и филантропические программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и устойчивые прибыли в будущем. Проявление социальной ответственности позволяет улучшить имидж корпорации, отношения в коллективе, привлечь новых клиентов, увеличить объемы продаж, в результате чего растет стоимость акций корпорации на рынке. Следовательно, социально ответственное поведение - это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости. Данная теория заслуживает особого внимания, поскольку содержит в себе наиболее приемлемую мотивацию: получение прибыли иным, нетрадиционным способом, но ключевым моментом для бизнеса здесь все же является получение прибыли.

В сложившихся условиях одним из основных критериев по оптимизации политики в отношении социальной ответственности является учет интересов общества. Учет общественных интересов и ожиданий в отношении поведения бизнеса в сфере социальной ответственности со стороны государственного регулирования необходим для того, чтобы его действия были наиболее эффективными и не встречали сопротивления со стороны населения. Бизнесу необходимо учитывать общественное мнение с целью принятия наиболее рациональных решений. Знание мнения населения позволит компаниям эффективнее расходовать материальные средства на различные социальные программы, а также избегать ситуаций, при которых социальная активность бизнеса будет неверно истолкована и как следствие этого не иметь ожидаемого эффекта.

Социальная ответственность предполагает некий добровольный отклик на то, что лежит вне требований, определяемых законом или налоговыми органами. Добровольная обязанность предпринимателей - проводить такую политику, принимать такие решения и следовать таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества.

Перейти на страницу:
1 2

Мотивационная теория

Стратегический анализ

Обучение персонала

Структуры управления


© 2021 www.manageinfo.ru