Разделы сайта

Статистические методы анализа качества

Статистические методы являются важным средством повышения эффективности производственных процессов и качества продукции. В стандартах ИСО 9001-ИСО 9003 записано: «В случае необходимости поставщик должен разрабатывать процедуры, обеспечивающие выбор статистических методов, необходимых для проверки возможности технологического процесса и приемлемости характеристик продукции».

Для решения проблем, связанных с качеством продукции, широко применяются 7 традиционных методов (инструментов) качества, а именно гистограммы, временные ряды, диаграммы Парето, причинно-следственные диаграммы, контрольные листки, контрольные карты, диаграммы рассеяния.

Известный японский специалист по качеству профессор К. Исикава говорил: «Основываясь на опыте своей деятельности, могу сказать, что 95% всех проблем фирмы могут быть решены с помощью этих семи приемов».

Области применения «инструментов» качества представлены на рисунке. Здесь же автор предлагает еще два приема, часто используемые на начальной стадии работы: мозговая атака и схема процесса.

Суть методов следующая.

Мозговая атака используется, чтобы помочь группе выработать наибольшее число идей по какой-либо проблеме в возможно короткое время.

Схема процесса - проследить фактические стадии процесса, чтобы можно было определить отклонения.

Рисунок 3 - Область применения «инструментов» качества: 1 - выявление проблем; 2 - анализ проблем.

То есть, из многих статистических методов, все шире применяемых в настоящее время, надо выбирать наиболее понятные и легко применимые. Анализ качества продукции позволяет выявить связь между ритмичностью производственного процесса, его производительностью, стоимостью и качеством продукции.

Контрольный листок (таблица проверок) позволяет ответить на вопрос: «Как часто случается определенное событие ?»

Временной ряд (линейный график) применяется, когда требуется самым простым способом представить ход изменения наблюдаемых данных за определенный период времени.

Гистограмма применяется, когда требуется исследовать и представить распределение данных о числе единиц в каждой категории с помощью столбикового графика.

Диаграмма рассеяния (разброса) применяется, когда требуется представить, что происходит с одной из переменных величин, если другая переменная изменяется, и проверить предположение о взаимосвязи двух переменных величин.

Контрольная карта (контрольный листок) применяется, когда требуется установить, сколько колебаний в процессе вызывается случайными изменениями и сколько обязаны чрезвычайным обстоятельствам или отдельным действиям, чтобы определить, поддается ли процесс статистическому регулированию. Форма бланка должна быть ясной, а заполнение предельно честным, точным и четким. Регистрация событий в контрольном листке позволяет выявить ритм выброса измеряемой величины, частоту появляющихся дефектов и др.

Таблица 1 - Контрольный листок

Проблема

Месяц

Общее число случаев данного события

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

Проблема № 1

Отказ 1

Отказ 2

……

Отказ n -й

Проблема № 2

Отказ 1

Общее число проблем за неделю

Перейти на страницу:
1 2

Мотивационная теория

Стратегический анализ

Обучение персонала

Структуры управления


© 2022 www.manageinfo.ru