Разделы сайта

Политика в области стандартизации и качества в системе пищевой промышленности и общественного питания

Производство пищевой и кулинарной продукции является подконтрольным надзорным органам, что обеспечивает их безопасное потребление. Все произведенные блюда должны быть безопасными.

В промышленно развитых странах за качеством и безопасностью пищевой продукции следит система ХАССП нередко обозначаемая НАССР - «Hazard Analysis and Critical Control Points», т.е. «Анализ рисков и критические контрольные точки».

Система добровольной сертификации ХАССП также действует и в России на основе государственного стандарта ГОСТ Р 51705.1-2001 «Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования».

В качестве национального стандарта введен в действие ГОСТ Р ИСО 22000 гармонизированный с международным стандартом ИСО 22000 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции". ГОСТ Р 51705.1-2001 и ГОСТ Р ИСО 22000 позволяют разрабатывать систему ХАССП по наиболее приемлемому корпоративному варианту на местах не отклоняясь от требований международных стандартов по системе менеджмента и соблюдая международный уровень.

Все виды продукции, технологии и услуг имеют определенный жизненный цикл. Успех маркетинговой деятельности предприятия зависит от степени согласованности различных стадий основных жизненных циклов, т.е. индивидуального жизненного цикла продукции и общего отраслевого жизненного цикла отрасли в целом. Ситуация на рынке меняется на каждой стадии жизненного цикла и требует соответствующего изменения стратегии и тактики поведения предприятия на рынке.

Гипотетически жизненный цикл, например, реконструкция участка цеха под производство нового фирменного блюда или новой услуги, может быть следующим:

Рисунок 1 - Жизненный цикл продукции

Характеристики стадий и соответствующие действия предприятия приведены под каждой из стадий.

Этапы жизненного цикла охватывают стадии от получения сырья до использования продукта конечным потребителем.

Первым этапом, позиция 1 жизненного цикла, являются маркетинговые исследования, включающие анализ проблемы, поиск и изучение рынка сбыта. Необходимость производить то, что определяется спросом потребителя.

Блок А охватывает: 2 - научно-теоретические исследования, необходимые для уточнения проблемы; 3 - изучение и подбор сырьевой базы, определяемой местными ресурсами на основе экономического анализа; 4 - разработку технологической схемы производства; 5 - подбор оборудования; 6 - реконструкция участка цеха; 7 - согласование.

Второй этап - позиция 8 - это маркетинг, включающий управление качеством, обеспечение качества в процессе производства блюда.

Блок Б охватывает: 9 - обучение персонала, обслуживающего операции процесса производства; 10 - материально-техническое обеспечение сырьем, материалом, приборами, оборудованием; 11 - подготовка производства, включающего все моменты подготовки помещений, складов, доставки, хранения сырья, выполнения правил по охране труда и безопасности производства; 12 - производство, стабильность которого позволяет снизить риски; 13 - контроль (для более крупного пищевого производства - производственные испытания); 14 - упаковка (оформление и хранение); 15 - реализация; 16 - техническая помощь в обслуживании.

Третий этап - позиция 17 - утилизация отходов, включая экологические исследования безопасности.

Задачи службы маркетинга на каждой стадии жизненного цикла продукции должны быть направлены на максимальное приспособление своей деятельности к изменениям рыночной ситуации.

На начальной стадии жизненного цикла новой продукции или услуги потенциальным потребителям необходимо объяснять, какую его потребность она может удовлетворить наилучшим способом.

На промежуточной и заключительных стадиях жизненного цикла вся деятельность службы должна быть направлена на "подавление" конкурирующей продукции или услуги. Главный упор должен делаться на преимуществах предприятия относительно конкурирующей. Необходимо сделать всё, чтобы как можно дольше удерживать существующий объём продаж и завоеванную долю рынка.

Таким образом, управление качеством на всех этапах жизненного цикла продукции, как правило, обеспечивается системой качества предприятия.

Мотивационная теория

Стратегический анализ

Обучение персонала

Структуры управления


© 2022 www.manageinfo.ru