Разделы сайта

Транснациональные компании

Транснациональная корпорация (ТНК) - это особый вид корпорации, осуществляющей деятельность на мировом рынке через свои заграничные филиалы и дочерние общества. Особенностью ТНК является то, что владельцами капитала являются граждане одно страны (материнской), а её деятельность распространяется на многие страны. Проникновение ТНК в другие страны происходит, главным образом, за счёт приобретения там предприятий и организаций. На настоящем этапе развития ТНК - это основной субъект мирового рынка. Они выступают преимущественно в форме международных трестов и концернов, их направленность - производство. Об их роли в мировой экономике можно судить по следующим данным:

- в мире насчитывается более 40 тысяч материнских ТНК, которые контролируют около 250 тысяч дочерних компаний,

- на них работают около 73 млн. человек,

- число ТНК за последние 25 лет возросло в 5 раз,

- на ТНК приходится свыше 30% мирового валового продукта и т.д.

В мировой литературе по теории организаций делаются различия между глобальными, транснациональными, многонациональными и международными компаниями. Суть различий представлена ниже в таблице 2.

Таблица 2

Основные характеристики различных типов компаний

Тип компаний

Основные характеристики

Многонациональная

Правление определяет финансовую политику, но в то же время предоставляет дочерней компании значительную автономию при разработке стиля управления и при решении местных проблем.

Глобальная

Централизует свою стратегическую, управленческую и маркетинговую политику. Выгода достигается за счет экономии и деятельности на глобальном уровне. Продукция разрабатывается для удовлетворения потребностей целого ряда стран. Специфические местные условия игнорируются.

Международная

Правление сохраняет значительный контроль над системами управления дочерней компании и маркетинговой политикой. Продукция разрабатывается для внутреннего рынка. Гибкое управление жизненным циклом продукции.

Транснациональная

Сочетает свойства трех предыдущих компаний.

Впрочем различаются корпорации и по другим факторам, например, по принадлежности капитала.

Мотивационная теория

Стратегический анализ

Обучение персонала

Структуры управления


© 2021 www.manageinfo.ru