Разделы сайта

Выбор модели управления персоналом

Эффективная работа организации во многом зависит от Управления Использование различных процедур в контуре Управления организацией определяется тем, на каком этапе Развития находится организация в настоящий момент. Любая организация в процессе развития проходит этапы рождение, детство, юность, зрелость, упадок. Рассмотрим процессы в организации на разных этапах жизненного цикла (таблица 12) [4, 328].

Таблица 12 - Общее описание жизненного цикла организации

Наименование этапа жизненного цикла

1. Виды предпринимательства. Рождение

Содержание этапа жизненного цикла (общее описание)

Организация находится в стадии зарождения, из идей и «ноу-хау» формируется продукт. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, ресурсы, как правило, отсутствуют. Для внешней среды организация не представляет особого интереса

Детальное описание процессов на каждом этапе жизненного цикла

Основатели организации выявляют неудовлетворенные требования потребителя или социальные нужды. Целеустремленность, способность рисковать и преданность делу характеризуют этот этап. Нередко используется директивный метод руководства, требующий быстрого исполнения и тщательного контроля. Управленческая система отсутствует. Для тех, кто в этот период работает в организации, характерен наивысший энтузиазм, сплоченность на основе идей и взглядов (но не целей и методов) и взаимодействие на творческой основе. Возможности доминируют над угрозами существования

Наименование этапа жизненного цикла

2. Этап коллективности Детство

Содержание этапа жизненного цикла (общее описание)

Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия и структура в рамках организации. Коммуникации остаются в сущности неформальными. Члены организации затрачивают много времени и демонстрируют высокие обязательства. Работа внутри организации упорядочивается, появляются зачатки управленческой системы и ролей. Ресурсов недостаточно

Детальное описание процессов на каждом этапе жизненного цикла

Это - опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Характеризуется формализацией правил существования организации и поведения внутри нее; некомпетентностью, самонадеянностью и неопытностью руководства. Основная цель - выживание. Растет уровень ответственности за принятые решения, постепенно складывается управленческая структура, возникает разделение труда. Возникают конфликты, связанные с распределением власти. Возникает производственный процесс (единичный или уникальный). Проводятся исследования предполагаемого рынка и мероприятия по формированию спроса

Наименование этапа жизненного цикла

3. Этап формализации и управления Юность

Содержание этапа жизненного цикла (общее описание)

Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызыва-ет серьезной опасности. Формируется жизненный цикл продукции. Происходит захват сегмента рынка и завоева-ние потребителя. Функции внутри организации все более специализируются Ресурсов достаточно, начинается процесс их накопления

Данное описание процессов на каждом этапе жизненного цикла

Этап агрессивного прорыва на рынок, захвата максимально возможного сегмента Окончательно складывается структура и система управления организацией. Стабилизируются финансовые потоки и производственная деятельность. Возникает необходимость новых разработок в области товаров и услуг Углубляется разделение труда, возникает многослойное подчинение (матричное). Возможны конфликты в области распределения результатов первых стадий. Налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу специалистов, что вызывает трения с прежним составом. Идейные работники часто покидают организацию. Предпринимательство заканчивается, начинается управление организацией: падает степень рискованности решений, нет возможности быстрого перелива ресурсов из одной области в другую, организация из аморфной группы становится системой, так как появляются четко формализованные цели. Упор на эффективность, измеряемую в объеме прибыли, принесенной не только индивидуально, но и коллективно. Начинает формироваться корпоративная культура

Наименование этапа жизненного цикла

Этап выработки структуры Зрелость

Содержание этапа жизненного цикла (общее описание)

Организация увеличивает выпуск своих продуктов, меняет тип производства и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится комплексной и отработанной, бюрократизируется. Механизм принятия решений сформирован. Возникают зачатки корпоративной культуры внутри, и имиджа вне организации. Усиливается конкурентная борьба. Управленческая система постепенно теряет адаптивные возможности. Организация становится слишком масштабной. Идет накопление ресурсов

Детальное описание процессов на каждом этапе жизненного цикла

Структура организации становится узкоспециализированной (бюрократической). Возникают командные формы организации труда. Протекает децентрализация процесса выработки решений. Возникают диверсифицированные рынки и деятельность резко усложняется. Окончательно формируются система стабильной материальной и нематериальной мотивации, корпоративная культура. Система становится неадаптивной. Используются многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий и ответственности, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявлять себя тенденции бюрократизма, борьбы за власть, местничества, стремление добиваться успеха любой ценой. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей и децентрализация. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими стадиями организация неречко переоценивает свои успехи и возможности. Имея компетентное, но не всегда ответственное руководство, организация действует практически сама по себе.

Весьма часто устанавливается нежелательное состояние всеобщего благодушия. Несмотря на то, что картина доходов вполне приемлема, темпы роста замедляются. Организация может отклоняться от своих первоначальных целей под влиянием внешнею давления

Наименование этапа жизненного цикла

5. Этап упадка

Содержание этапа жизненного цикла (общее описание)

В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно тех, кто обладает наиболее ценными специальностями. Количество конфликтов увеличивается. Механизм выработки и принятия решений централизован. Организация сворачивает производство и возвращается к состоянию, в котором у нее были: идеи, люди, начала технологий. Эти ресурсы поддерживаются материальными ресурсами, накопленными на предыдущей стадии. Цикл завершен, но не закончен

Детальное описание процессов на каждом этапе жизненного цикла

Рынки сужаются. Падает доходность и эффективность действий организации. Возникают процессы рассогласования действий внутри организации. Координация затруднена. Высокая текучесть кадров. Возрастает конфликтогенность внутренней и внешней среды. Конкуренты неизменно захватывают долю организации на рынке. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффективная система мотиваций, громоздкая система контроля, отсутствие восприятия новых идей. Если приняты определенные меры, то возможно обновление и возрождение организации. Это может сделать новая команда руководителей, уполномоченных на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития

Перейти на страницу:
1 2 3 4

Мотивационная теория

Стратегический анализ

Обучение персонала

Структуры управления


© 2018 www.manageinfo.ru