Самая спорная и сложная в управлении модель, так как цель и движущая сила модели порождают ряд серьезных проблем для управления моделью.
1. Цель модели - поддержка инициативы и развитие бизнеса за счет этого
Проблема состоит в том, что не понятно, поддержки инициативы. Поддержка должна быть обоснованна. Обоснования поддержки.
· вероятность реализации;
· экспертная оценка;
· оценка уровня риска
2. Движущая сила - мотивация Основные проблемы, связанные с этим:
· организация зависит от персонала;
· резко возрастает объем работ по управлению мотивацией Необходимо перейти от индивидуальной мотивации к мотивации организационной.
3. Организационная структура - дивизиональная. Так как дивизиональная структура имеет несколько разновидностей, рассмотрим подробнее их характеристики.
3.1. Функциональное деление
а) выделение функции бизнес-процесса
Рисунок 2 - Функции бизнес-процесса
б) функции управления
· планирование\контроллинг,
· организация,
· мотивация,
· контроль;
· в)динамические функции (функция изменяться) обеспечивают пульсацию системы.
3.2 Продуктовое деление
Рисунок 3 - Продуктовое деление
3.3.Территориальное деление
Та же схема, только дивизион формируется по рынку, а не по продукту. Дивизион занимается всеми продуктами компании на определенном рынке
3.4 Глобальная структура[19,469]
Рисунок 4 - Глобальная структура
4. Коммуникации.
Поддерживающая модель характеризуется двусторонними коммуникациями, имеющими на 50% авторитарные рычаги, на 50% - самоуправляющие.
При таком положении в целях чистоты и своевременности информации следует уделять внимание кодированию информации:
а) код (язык, основные параметры);
б) своевременность донесения информации (очень важный аспект, особенно, когда речь идет о негативной, «шоковой» информации, т.е. проблеме);
в) формы отчетности;
г) проблема фильтрации (возникает искажение информации вследствие экспертных оценок, версий, суждений; решение проблемы - либо качественный фильтр, например отчетность по конкретным параметрам без комментариев, либо не нужна двусторонняя коммуникация).
Поскольку в данной модели больше доверия оказывается креативу, то во избежание тяжелых последствий для организации должен обязательно проводиться анализ креативных предложений.
5. Мотивация - основная модель - принцип «кафетерия».Самый важный навык в работе по принципу «кафетерия» - создание искусственной ценности. Проблемы, связанные с мотивацией в этой модели мы разбирали выше. В результате кризиса моделей мотивации родилось разделение прав и ответственности.
Принцип разделения прав и ответственности предполагает передачу руководителем определенной доли прав и ответственности своим подчиненным, которые проявили инициативу, для решения задачи.
Проблемы, возникающие в реализации этого принципа: Задача организационная, а к предпринимательству склонны люди, у которых инициатива больше, чем ответственность. Но здесь необходимо, чтобы ответственность была больше инициативы. Линейного решения нет. Необходимы:
-контроль с акцентом на карательные меры;
финансовый поток (предоставлены все ресурсы, кроме денег) открывается только тогда, когда понятно, что все идет как надо. Неготовность реципиента (получателя) к несению ответственности.
Человеческий капитал - легко несет ответственность, но проблемой является чрезмерный креатив.
Человеческие ресурсы - могут нести узко специализированную ответственность.
Персонал - готов к предпринимательству, но не готов к несению ответственности.
Кадры - не готовы.
Основные параметры поддерживающей модели представлены в таблице 10 [19,471]
Таблица 10 - Поддерживающая модель (разделение ответственности
№ п/п |
ПАРАМЕТР |
СВОЙСТВО ПАРАМЕТРА |
1 |
ЦЕЛЬ |
Получение среднего достаточного качества, такой же инициативы дисциплины и возможностей развития |
2 |
ФОРМА |
Функциональная |
3 |
ДВИЖУЩАЯ СИЛА |
Мотивация экспертная власть, основанная на разумной вере в профессионала |
4 |
УСТРЕМЛЕНИЯ УПРАВ ПЯЮШЬГО БЛОКА |
Развитие системы в соответствии с вызовами внешней среды, сохранение динамической стабипьности и способностей к выживанию системы |
5 |
УСТРЕМЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ |
Развитие профессионализма, получение краткосрочного значимого материального результата, удовлетворение потребностей эго-модели |
6 |
ТИП ЗАНЯТЫХ ПО МАКГРЕГОРУ |
Люди «У» - в основном предпринимательского типа инициативные и умеренно агрессивные |
7 |
ГОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ |
Предпринимательский ценится инициатива находчивость, энергия индивидуальный результат, улучшается за счет участия в управлении |
8 |
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ |
Должна находиться на каждом рабочем месте системы рождается ответственность у персонала за конечный результат персонал готов брать на себя частичную ответственность за - общий результат и более полную - за свое рабочее место |
9 |
ПРАВА |
У всех людей организации - равные возможности, не поддерживается социальный пакет, полномочия штабные |
10 |
ВЛАСТЬ В ЦЕЛОМ |
Распределена относительно равномерно - в соответствии с решаемыми задачами, возникает делегирование полномочий, снижается координация действий |
11 |
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ РЕШЕНИЙ |
Выработка решений интуитивная и формальнологическая |
12 |
СПОСОБ ПРИНЯТИЯ Р ЕШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ |
Индивидуальный в основном, творческий коллективный, иногда - коллегиальный, при коллективных способах принятия решений - увеличивается время на их создание и реализацию, требуется процесс согласования, необходима фильтрация информации |
13 |
ИНИЦИАТИВА И ИННОВАЦИИ |
Поддерживаются, если приносят ощутимый краткосрочный результат |
14 |
КОММУНИКАЦИИ |
Многосторонние, с обратной связью, хорошая циркуляция информации, оперируют в основном с фактами |
15 |
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ |
Демократический |
16 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ |
Иерархия в сочетании с властью экспертной, коллегиальными элементами и партисипативностью - развитые штабные полномочия и делегирование |
17 |
КОНТРОЛЬ |
Гибкий, текущий, возникает режим мониторинга |
18 |
МОТИВАЦИЯ ЛЮДЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ |
Весь диапазон мотиваторов от высших до низших, появляется самореализация в узком понимании смысла этой категории мотиваторов |
19 |
ОТКРЫТОСТЬ -ЗАКРЫТОСТЬ СИСТЕМЫ |
Система открыта, имеются предпосылки к корпоративному мышлению |
20 |
ТИП ЗАНЯТЫХ ПО МАТРИЦЕ |
Человеческие ресурсы, персонал |
21 |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ МОДЕЛИ |
Большая адаптивность по сравнению с авторитарной моделью, опекой, коллегиальной моделью, большие возможности развития, возможность привлечения большего количества людей с развитой мотивацией; возможность использования человеческого потенциала в большей степени, чем в других моделях. |
22 |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ МОДЕЛИ |
Сложность в управлении и формировании системной мотивации, руководителю необходимо быть харизматической личностью и профессионалом, необходимы гибкий контроль и мониторинг, возрастают затраты на формирование и поддержание работоспособности системы; необходима нематериальная мотивация и сложное системное управление |
23 |
РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА |
Гибрид функционального и узкоспециального, тяготеет к широкой специализации, но не универсальное |
24 |
КАЧЕСТВО И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИИ |
Среднее достаточное качество информации (недостаточное для системы), суждения, оценки, слухи,сплетни |
25 |
ФАЗЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА, НА КОТОРЫХ ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ ЭФФЕКТИВНО |
3 фаза - захват рынка, 4 фаза - зрелость как заменитель бюрократии |
|