«Опека» - это психологическая модель. Она может возникнуть в любой системе. Возникнув в системе, она разъедает ее, как ржавчина.
1. Целью данной модели, а также главным условием ее возникновения является удержание работников на предприятии.
Когда предприятие с подачи руководителя берег курс на удержание работников, начинают создаваться долгосрочные и чрезмерные мотивационные программы, порождающие «перекорм». Вначале работники очень довольны проявляемой о них заботой. Но, как только они понимают, что их боятся потерять, появляется иждивенчество
Таблица 8 - Коллегиальная модель (участие)
№ п/п |
ПАРАМЕТР |
СВОЙСТВО ПАРАМЕТРА |
1 |
ЦЕЛЬ |
Активировать людей в авторитарной системе и использовать их потенциал для достижения целей организации, сохраняя управляемость |
2 |
ФОРМА |
Авторитарная по смыслу, функциональная по форме, партисипативная по типу системы управления |
3 |
ДВИЖУЩАЯ СИЛА |
Прямое силовое воздействие; мотивация (ограниченно); косвенное силовое воздействие в форме социального давления и контроля, манипуляций и психологических игр как со стороны руководства, так и со стороны людей в организации |
4 |
УСТРЕМЛЕНИЯ УПРАВЛЯЮЩЕГО БЛОКА |
Упорядочение, стандартизация, управляемость, концентрация ресурсов, администрирование, лояльность и преданность, нахождение трудовых ресурсов внутри системы постоянно; использование потенциала людей для выработки решений или их экспертной оценки; активация высших потребностей человека (кроме власти) |
5 |
УСТРЕМЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ |
Уверенность в завтрашнем дне, стабильный высокий доход, отсутствие масштабных обязанностей, место в системе, другие гарантии, ощущение защищенности, доступ к ресурсах! для всех при условии выполнения правил системы, возможность ограниченного творчества и развития себя |
6 |
ТИП ЗАНЯТЫХ ПО МАКГРЕГОРУ |
Люди «X», «У» - в основном: самодисциплинированные, ответственные на своем рабочем месте |
7 |
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ |
Теплый, большое количество слухов и сплетен, соблюдение равенства в доступе к руководству; при этом - коллектив единомышленников под эгидой носителя идей; сочетается с жестким управлением сверху в целях организации |
8 |
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ |
Должна находиться на каждом рабочем месте системы; на самом деле - распыляется, когда система подходит к конечному результату |
9 |
ПРАВА |
У всех людей opганизации - равные возможности, поддерживается социальный пакет; полномочия линейные |
10 |
ВЛАСТЬ В ЦЕЛОМ |
Распределена неравномерно, сконцентрирована наверху; люди в организации выполняют экспертные функции советников по важным вопросам, отвечая за собственное рабочее место |
11 |
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ РЕШЕНИИ |
Выработка решений формально-логическая |
12 |
СПОСОБ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИИ В КОЛЛЕКТИВЕ |
Коллегиальный (собрания и совещания), можно увязнуть в бесконечном обсуждении проблем |
13 |
ИНИЦИАТИВА И ИННОВАЦИИ |
Поддерживаются, если одобрены коллективом и в меру ресурсов системы и ее упорядоченного существования |
14 |
КОММУНИКАЦИИ |
Многосторонние, слухи, сплетни; управляемые, с обратной связью; хорошая циркуляция информации |
15 |
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ |
На поверхности - авторитарный, декларативный, фактически - партиципативная система |
16 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ |
Иерархия в сочетании с властью экспертной, коллегиальными элементами и частичной партисипативностью |
17 |
КОНТРОЛЬ |
Жесткий, присущий авторитарной модели |
18 |
МОТИВАЦИЯ ЛЮДЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ |
Уверенность в завтрашнем дне, созданная самим коллективом; коллективизм, спаянность; частичное творчество, причастность, нужность, защищенность, главное - общение, уважение других, статус в коллективе |
19 |
ОТКРЫТОСТЬ -ЗАКРЫТОСТЬ СИСТЕМЫ |
Система открыта |
20 |
ТИП ЗАНЯТЫХ ПО МАТРИЦЕ |
Человеческие ресурсы |
21 |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ МОДЕЛИ |
Большая адаптивность по сравнению с авторитарной моделью, внутреннее тепло и защищенность опеки, ограниченные возможности развития и трансформации за счет использования потенциала людей |
22 |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ МОДЕЛИ |
Сложность в управлении и формировании многослойной идеологии, уходит человеческий капитач, имеется возможность экспертной оценки принимаемых решений |
23 |
РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА |
Гибрид функционального и узкоспециального |
24 |
КАЧЕСТВО И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИИ |
Среднее качество информации (недостаточное для системы), суждения, оценки, слухи, сплетни |
25 |
ФАЗЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА, НА КОТОРЫХ ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ ЭФФЕКТИВНО |
Окончание 3 фазы - захват рынка, 4 фаза - зрелость - как заменитель бюрократии |
Перейти на страницу: 1 2 3
|