Разделы сайта

Матрица BCG

Появление модели или матрицы БКГ явилось логическим завершением одной исследовательской работы, проведенной в свое время специалистами Бостонской консультативной группы (Boston Consulting Group) в области стратегического планирования . В основе матрицы БКГ лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар-"трудные дети"), рост (товар-"звезда"), зрелость (товар-"дойная корова") и спад (товар-"собака").

Для оценки конкурентоспособности отдельных видов бизнеса в матрице БКГ используются два критерия: темп роста отраслевого рынка; относительная доля рынка. Темп роста рынка определяется как средневзвешенное значение темпов роста различных сегментов рынка, в которых действует предприятие, или принимается равным темпу роста валового национального продукта. Темпы роста отрасли 10% и более рассматриваются как высокие. Относительная доля рынка определяется делением доли рынка рассматриваемого бизнеса на долю рынка крупнейшего конкурента.

Среди достоинств матрицы БКГ, как инструмента стратегического управления <http://www.stplan.ru/articles/theory/stran.htm>, прежде всего, стоит отметить ее простоту. Матрица весьма полезна при выборе между различными СЗХ, определении стратегических позиций и при распределении ресурсов на ближайшую перспективу.

Данные для построения матрицы БКГ для предприятия «Империал Тобакко Юкрейн» представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 Темп роста рынка

Сектор бизнеса

Объем продаж, тыс. грн

Год. темпы роста рынка

Основной конкурент

Объем продаж у конкурента,тыс. грн

Относительная доля на рынке

Сигареты высоком ценовом сегменте

4000

12%

«Филипп Моррис Украина»

3500

1,142

Сигареты в среднем ценовом сегменте

5680

14%

«Бритиш-Американ Тобакко»

5000

1,136

Сигареты в низком ценовом сегменте

2340

7%

«JTI»

1900

1,23

Сиг.с низким содержанием никотина

2250

11%

«Филипп Моррис Украина»

3500

0,64

Сиг. с высоким содержанием никотина

1580

2%

«Бритиш-Американ Тобакко»

1450

1,089

С помощью матрицы БКГ можно классифицировать товарный портфель предприятия. При этом рыночная доля определяется относительно общего объема реализации на соответствующем товарном рынке или в отношении объема продаж в целом по предприятию.

В результате составления матрицы БКГ для предприятия с иностранной инвестицией «Империал Тобакко Юкрейн» можно выделить товарные группы типа "Дойные коровы" ,"Звезды" и «Трудные дети».

Используемые стратегии для каждой бизнес- единицы представлены далее.

К товарной группе «Звезды» относятся сигареты в среднем и в высоком ценовом сегменте. Поэтому, компании необходимо стараться сохранить или увеличивать долю данного бизнеса на рынке.

К группе «Трудные дети» относятся сигареты с низким содержанием никотина. Это объясняется тенденциями снижениями вреда курения, следовательно, темп роста данного рынка высок. Поэтому компании необходимо идти на повышение конкурентных преимуществ или укреплять позиции.

Перейти на страницу:
1 2

Мотивационная теория

Стратегический анализ

Обучение персонала

Структуры управления


© 2018 www.manageinfo.ru