Разделы сайта

Менеджмент классика, неклассика, постклассика как методы парадигмы

Понятие «менеджмент» прочно вошло в нашу жизнь, российскую действительность, которая так разительно изменилась в последние полтора десятилетия. Появилась новая профессия - менеджер, создаются школы обучения менеджменту. Жизнь, и прежде всего переход экономики страны на рельсы рыночных отношений, диктует необходимость внимательного отношения к организационным процессам экономики, важным звеном в которых выступает умение, искусство управления организациями, их звеньями и, что важно, работниками.

Усиливается ощущение общей неадекватности некогда введенных в научный обиход построений. Отечественные специалисты в области теории экономики констатируют факт, согласно которому в области организационной науки в России имеется значительное отставание таких развитых в экономическом отношении стран, какими являются США, Англия, Германия и другие. Оно проявляется в слабой системе обучения менеджменту, которая в нашей стране находится в стадии становления, в узком понимании менеджмента как механического управления производственным процессом, основанного на принципах иерархии, следования определенным правилам, прямого использования информации, в целом же - умения координировать. Этому есть причины - перерывы в производстве, связанные с войнами, репрессии, недостаточное внимание к гуманитарному образованию и в целом - доминирование административной системы хозяйствования, которая характеризовала всю культуру советского периода.

Где есть история, культура, творчество, где есть ведущий не растительный образ жизни самосовершенствующийся, нестандартно поступающий человек, там есть самоорганизующая стихия неравновесных, избирательных, целеориентированных структур, которые нигде и никак не проявляют себя классически. Методология традиционного обществознания исторически формировалась как обобщение определенных социальных и эпистемических реалий.

Ее потенциал определялся тактикой осмысления некогерентных, моноцентричных, задетерминированных явлений. Однако ныне, в условиях осознания нелинейности, нестационарности, организмичности социально-гуманитарных процессов, при понимании поливариантности, ипостасности мира, взаимонаведенности образующих его исходных комплексов и систем, для обществознания старого арсенала недостаточно. Требуется новая эвристика, предполагающая существенно неклассический взгляд на обществоведческую действительность. Сегодня, когда рухнула эта система и на смену ей пришли рыночные отношения, либерализация экономики, управленческая наука оказалась чрезвычайно востребованной, но не вооруженной теорией.

Вместе с тем, в западноевропейской, особенно американской, теории менеджмента существует множество школ (к примеру, школа человеческих отношений, классическая школа и др.) и направлений, разработаны разнообразные подходы в управлении - целевой, системный, ситуационный, организационный и др. Однако подобный плюрализм, как отмечают зарубежные специалисты в управленческой теории, не способствует стабильному повышению эффективности работы организаций, а потому сложилось мнение, что необходима общая, единая теория менеджмента, т.е. философия менеджмента. Указанные моменты обуславливают актуальность избранной мною темы.

Следует указать и на такой немаловажный факт, как сложившуюся к началу 90-х годов тенденцию глобализации экономики, коснувшуюся и России. Как следствие - международный характер менеджмента. Эта ситуация поставила перед наукой и практикой ряд вопросов, требующих разрешения: что есть общее и особенное в управлении, какие закономерности, формы, методы являются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкретных условий отдельных стран; как лучшим образом исполнять функции управления во внешней деятельности; в чем специфика национального стиля в управлении и существует ли она- вот далеко не полный перечень проблем, стоящих перед теорией управления.

Вышеизложенное обязывает учитывать и такую особенность этой науки, как ее междисциплинарный и прикладной характер. Можно сказать, что менеджмент - это в большей степени не столько управленческая наука, сколько управленческая мысль, включающая в себя науку, опыт, ноу-хау, умноженные на управленческое искусство. В управленческой деятельности важно учитывать, какая область знания применима в конкретной ситуации, а когда важнее исходить не из теоретических знаний, а из опыта.

Целью курсовой работы является выявить общефилософские подходы к управленческой деятельности в контексте трёх основных парадигм в философии и науки: классической, неклассической, и постклассической.

Классическая парадигма: начало эволюции концептуальных оснований науки

    Мотивационная теория

    Стратегический анализ

    Обучение персонала

    Структуры управления


    © 2018 www.manageinfo.ru