Образовательная
система, управление которой ограничивается только командно-административными
методами, не могла и не может обеспечить свое саморазвитие. Снятие отдельных
препон и ограничений на деятельность учителя, руководителя, всего
педагогического коллектива школы в полной мере пока не дает желаемых
результатов по следующим причинам:
сохраняются
инерция мышления и устаревшие представления о месте и роли руководителя.
Управление рассматривается как особого вида деятельность - деятельность «не для
всех». Одним из подтверждений этому выступает усеченный курс «Основы управления
педагогическими системами», который изучается студентами педагогических
институтов (на 5 курсе) в рамках федерального компонента учебного плана;
отсутствует
готовность отдельных учителей и руководителей школ к самостоятельному
рассмотрению своих проблем, которые можно и необходимо решать своими
собственными средствами. Этому способствует и система подготовки педагогических
кадров, которая не предусматривает вооружения будущих педагогов
соответствующими умениями. Так, в частности, образовательная услуга, будучи
рыночной категорией, создается, продвигается и реализуется педагогом. Однако на
сегодня в педагогических учебных заведениях у будущих педагогов не формируют
маркетинговые умения, позволяющие им целенаправленно работать над своим
педагогическим имиджем, взаимодействовать с родителями с целью формирования
потребительского капитала школы, строить внутриорганизационное обучение на
основе менеджмента знаний, осуществлять рыночные отношения в сфере образования.
Образовательное
учреждение в рыночных условиях будет эффективно работать, если оно начнет
учиться у рынка. Такие его элементы, как маркетинговая деятельность и
маркетинговые исследования, стратегическое управление и позиционирование,
педагогический коллектив как единая команда, ориентация на индивидуальные
запросы заказчиков образовательных услуг, и, прежде всего родителей учащихся и
самих обучаемых - все это предполагает свободную ориентацию работников
образования в рыночных условиях. Даже в условиях государственного
финансирования эти и другие рыночные средства могут дать значительные
результаты в становлении и развитии образовательного учреждения. А это
предполагает обновление содержания деятельности руководителя, ориентированного
на развитие системы образования в рыночных условиях. Управленческая
деятельность в школе, ориентированная на выдвижение личности человека на первый
план, имеет свою специфику. Как уже было отмечено выше, ее осуществляют не
только директор школы и его заместители, но и учителя, учащиеся и их родители
как субъекты педагогического процесса. Учет этой специфики позволяет
образовательному учреждению успешно развиваться.
Существовавшее
административное управление кадрами этого дать не могло, поскольку оно в
теоретическом плане было разработано классической школой управления для иных
социальных условий. Следует иметь в виду, что наша страна, входя в мировое
сообщество, испытывает на себе воздействие всех процессов, связанных с ее
экономическими, политическими и образовательными трансформациями. Данное
общественное состояние стали рассматривать как постиндустриальное. Такое
общество требует принципиально иного типа управления, рассчитанного на
управление постоянным и непрерывным развитием образования, осуществляющимся
через инновационно-коммуникативные связи и отношения. Существовавшее до сих пор
управление кадрами не нуждалось в управлении развитием, поскольку все изменения
в образовании задавались административно, сверху. Современное управление
развитием образования вызывает необходимость изменения подхода к определению
субъекта образовательной деятельности: его кадровые характеристики должны быть
уточнены через категорию «персонал», которая базируется на учете внутренних,
спонтанных, инновационных образовательных движений.
Объектом
исследования является МОУ СОШ с УИОП № 2 г. Вятские Поляны.
Предметом
исследования является управление социальными процессами и ресурсами в
общеобразовательном учреждении.
Цель
работы - изучить пути совершенствования управления социальными процессами и
ресурсами в общеобразовательном учреждении.
Чтобы
достичь цели, нами поставлены следующие задачи:
проанализировать
особенности развития персонала образовательного учреждения;
проанализировать
структуру управления, полномочия директора, замов, советов (соподчинение);
оценить
кадровый потенциал школы.
При
написании данной работы применены следующие методы: метод сравнения,
наблюдения, аналитический метод, эмпирический метод, метод теоретических
исследований.
СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И КАДРОВЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
|