Во
многом закономерный интерес для первых лет преобразований российского
предпринимательства сводился к проблемам структурной реорганизации и поиску
инвестиций, что наблюдается и в настоящее время. Но постепенно этот интерес дополняется
осознанием узости и односторонности данного подхода, становится очевидным, что
помимо изменения экономико-организационного базиса, подлинное реформирование
организаций возможно только при условии овладения ими новой культурой,
предлагающей формирование отличной от прежней системы ценностей.
Только
в последние годы в России организационную культуру стали признавать
нематериальной основой развития и успеха любого предприятия. Можно выделить три
типичных ситуации, иллюстрирующих актуальность проблемы организационной
культуры: слияние, поглощение одних предприятий другими; стремительное развитие
предприятий новых сфер бизнеса; создание и функционирование зарубежных фирм на
российском рынке. Однако усиление интереса к данной проблематике не объясняется
ее новизной, это является свидетельством накопленного понимания основ и
закономерностей социальных структур.
Вполне
очевидно, что если культура организации согласуется с ее общей целью, она может
стать важным фактором организационной эффективности. Поэтому руководители
современных предприятий рассматривают организационную культуру как мощный
стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и
отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить
продуктивное взаимодействие. Другими словами, об организационной культуре можно
говорить только в случае, когда высшее руководство демонстрирует и утверждает
определенную систему взглядов, норм и ценностей, прямо или косвенно
способствующих выполнению стратегических задач организации.
Благодаря
организационной культуре также можно уменьшить степень коллективной
неопределенности, упростить общую для всех сотрудников систему интерпретации,
создать общественный порядок, внести ясность в ожидания членов коллектива,
обеспечить целостность за счет ключевых ценностей и норм, воспринимаемых всеми,
создать чувство причастности каждого к организации, сформировать преданность
общему делу, видение будущего. Поэтому организационная культура не является
постоянной, она должна периодически анализироваться в связи с успехами или
неудачами, и перестраиваться в соответствии с изменяющимися требованиями к
деятельности конкретного предприятия. Таким образом, актуальность темы
представленной дипломной работы определяется необходимостью повышения
управляемости социально-экономического положения организации, и, вследствие
этого, повышение эффективности ее деятельности на основе формирования и
совершенствования организационной культуры.
Цель
работы - на основе анализа основ организации и особенностей формирования
организационной культуры разработка мероприятий по ее совершенствованию.
В
соответствии с поставленной целью в работе были определены следующие задачи:
Изучение
теоретических основ организации.
Исследование
особенностей формирования и развития организационной культуры предприятий.
Анализ
сложившейся организационной культуры в компании «Европейский Торговый Дом
«Центральный».
Разработка
мероприятий по совершенствованию организационной культуры в компании
«Европейский Торговый Дом «Центральный».
Объектом
исследования является компания «Европейский Торговый Дом «Центральный».
Предметом
исследования является механизм формирования и развития организационной
культуры.
|