Актуальность
темы исследования. Современные условия управленческой деятельности, которые
характеризуются информационными, интеллектуальными и эмоциональными
перегрузками стимулируют рост агрессивности руководителя, деятельность которого
уже изначально предопределяет иерархические отношения и предполагает в
профессиональном поведении активность в достижении цели, напористость,
агрессивность. Это может привести к проявлению авторитарности в отношениях с
окружающими людьми, в частности, с подчиненными, формированию чувства
вседозволенности, невосприимчивости к критике. Нахождение же оптимального
уровня сочетания указанных качеств, способствует повышению эффективности
управленческой деятельности.
Актуальность
проблемы определяется выявлением возможностей оптимизации уровня агрессивности
у руководителя, что создает предпосылки наиболее полной реализации личностного
потенциала и позволяет предложить перспективный путь повышения эффективности
управленческой деятельности.
Разработанность
проблемы. Анализ научной литературы показывает, что проблема агрессии
исследуется рядом авторов. Большой интерес представляет работа Роберта Бэрона и
Деборы Ричардсон “Агрессия”. Эта книга является первым учебным пособием в
России по этой теме. В ней представлен исчерпывающий обзор теорий, разнообразие
экспериментальных методик, выводы и обобщения авторов, которые вносят
значительный вклад в сокровищницу психологической науки.
В
работе “Психология человеческой агрессивности” составителем которой является К.
В. Сельченок представлен материал, который помогает понять сущность
агрессивности и освоить искусство управления ею. Практически все собранные
здесь статьи посвящены преимущественно практике контролирования агрессивных
проявлений, а не пустому теоретизированию.
Проблему
агрессии также рассматривал Дэвид Майерс. Глубокий анализ этой проблемы
представлен в его работе “Социальная психология”. Автор дает подробное описание
агрессии, различных теорий связанных с ней, а также исследует ряд факторов,
провоцирующих агрессию при взаимодействии человека с окружающим миром. Более
того, в работе описаны условия, которые ведут к катарсису - ослаблению
агрессии.
Р.
С. Немов предположил, что за агрессивным поведением лежит особого рода мотив,
получивший название мотив агрессивности. Описание этого мотива представлено в
его работе “Психология”. Также здесь дан анализ различных точек зрения о
происхождении агрессивного поведения и описаны мотивационные тенденции, связанные
с агрессивным поведением.
К.
Э. Изард в своей работе “Психология эмоций” проанализировал и обобщил различные
экспериментальные данные и теоретические концепции. Он описал влияние эмоции
гнева на проявление агрессии, а также дал анализ различий между враждебностью и
агрессией.
Однако
несмотря на многочисленные исследования эта проблема недостаточно изучена.
Объектом
исследования метод агрессии как личностная диспозиция менеджера. Предмет -
уровень агрессии у студентов группы ТМН-212.
Цель
данной курсовой работы - исследовать мотив агрессии как личностную диспозицию
менеджера, выявить значимость и допустимую норму агрессии для эффективного
руководителя на примере студенческой группы.
Основные
задачи:
) Исследовать
сущность мотива агрессии
) Ознакомиться
с основными методами исследования мотива агрессии и агрессивного поведения
) Выделить
методы исследования мотива агрессии для его применения к студенческой группе
) Провести
исследование с помощью выбранного метода в студенческих группах ТМН - 211 и ТМН
- 212
) Исходя
из полученных результатов, дать рекомендации по корректировке уровня агрессии
испытуемым.
В
ходе изучения данной проблемы могут быть использованы различные методы. Это
наблюдение, беседа, тестирование. В процессе тестирования было опрошено 9 студентов
второго курса МИИТа группы ТМН-212 и использовались следующие тесты:
тест
Басса-Дарки и тест А. Ассингера (Оценка агрессивности в отношениях).
Степень
разработанности темы: анализ научной литературы показывает, что проблема
агрессии исследуется рядом авторов. Большой интерес представляет работа Роберта
Бэрона и Деборы Ричардсон “Агрессия”. Эта книга является первым учебным
пособием в России по этой теме. В ней представлен исчерпывающий обзор теорий,
разнообразие экспериментальных методик, выводы и обобщения авторов, которые
вносят значительный вклад в сокровищницу психологической науки. В работе
“Психология человеческой агрессивности” составителем которой является К. В.
Сельченок представлен материал, который помогает понять сущность агрессивности и
освоить искусство управления ею.
Проблему
агрессии также рассматривал Дэвид Майерс. Глубокий анализ этой проблемы
представлен в его работе “Социальная психология”. Автор дает подробное описание
агрессии, различных теорий связанных с ней, а также исследует ряд факторов,
провоцирующих агрессию при взаимодействии человека с окружающим миром. Более
того, в работе описаны условия, которые ведут к катарсису - ослаблению
агрессии.
Р.
С. Немов предположил, что за агрессивным поведением лежит особого рода мотив,
получивший название мотив агрессивности. Описание этого мотива представлено в
его работе “Психология”. Также здесь дан анализ различных точек зрения о
происхождении агрессивного поведения и описаны мотивационные тенденции,
связанные с агрессивным поведением.
Методы
исследования. За основу исследования уровня агрессии была взята методика А.
Басса - А. Дарка. Созданный американскими психологами А. Бассом и А. Дарки в
1957 г. одноимённый опросник - одна из наиболее часто применяемых методик для
исследования уровня агрессивности. А. Басс разграничивает понятия
«враждебность» и «агрессия». Он определяет враждебность как скрытно -
вербальную реакцию, которой сопутствуют негативные чувства и негативные оценки
людей и событий, а агрессию как ответ, содержащий стимулы, способность
причинить вред другому существу.
Практическая
значимость. Результаты проведенного исследования лучше всего использовать
внутри группы. Каждый из студентов группы увидит результаты тестирования и
получит рекомендации по снижению уровня агрессии.
МОТИВ АГРЕССИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
|